Коми республиканская
организация Профсоюза
​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Государственная регистрация организаций профессионального союза работников здравоохранения РФ

29.08.2014


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

стр. 2-4

Правовые основы государственной регистрации организаций Профсоюза

стр. 5-6

Государственная регистрация организаций Профсоюза при создании юридического лица

стр. 7-8

Государственная регистрация изменений, касающихся сведений об организации Профсоюза, но не связанных с внесением изменений в её учредительные документы

стр. 9

Государственная регистрация организаций Профсоюза в связи с ликвидацией юридического лица

 стр. 10-15

Сохранение порядка перечисления членских профсоюзных взносов в условиях реформирования медицинских организаций.

стр. 16-17

  

                                                                                ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящем информационном бюллетене серии «Нормативные и методические документы» рассматриваются правовые основы и порядок государственной регистрации организаций Профсоюза при создании юридического лица; внесении изменений, касающихся сведений об организации, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы организации; реорганизации и ликвидации организаций Профсоюза.

Методические рекомендации могут быть использованы руководителями организаций Профсоюза в практической работе, в целях правового обеспечения реализации решений высших органов организаций Профсоюза всех уровней получить статус юридического лица, их дальнейшая государственная регистрация при реструктуризации или ликвидация юридического лица.

 

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

 

Данные методические рекомендации подготовлены на основе требований Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов «О некоммерческих организациях», «Об общественных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», других нормативных правовых актов, а также Устава профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации.

В настоящих рекомендациях можно найти ответы на многие вопросы, относящиеся к государственной регистрации организаций профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации (Далее по тексту — Профсоюз) при создании юридического лица, внесении изменений, касающихся сведений об организации, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы организации; реорганизации и ликвидации юридического лица.

Хотелось бы напомнить, что в основе правового положения профсоюзов России, их организаций и их выборных органов лежат Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральное, отраслевое, региональное законодательство и, конечно, уставы отраслевых профсоюзов.

При этом организации Профсоюза, как и любые организации профсоюзов, в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», наделены рядом прав вне зависимости от наличия или отсутствия у них статуса юридического лица.

Это, в первую очередь, право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, осуществление контроля за их выполнением, участие в возбуждении и разрешении коллективных трудовых споров и многое другое.

У профсоюзных лидеров закономерно может возникнуть вопрос: зачем же организациям Профсоюза нужен статус юридического лица, что он им может дать?

Согласно статье 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Поэтому статус юридического лица дает профсоюзной организации возможность осуществлять права и обязанности собственника имущества, держать денежные средства на счете в банке, заключать различного рода договоры.

Иными словами, этот статус нужен профсоюзной организации именно в хозяйственных, имущественных и связанных с ними отношениях, но ни в коей мере не в отношениях по реализации представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

Каждая профсоюзная организация решает самостоятельно регистрироваться ли ей для получения статуса юридического лица или нет, так как данная норма является правом, а не обязанностью. И поэтому, при принятии такого решения, профсоюзная организация должна иметь в виду, что приобретая статус юридического лица, она становится субъектом гражданского, трудового, налогового права, что возлагает на нее выполнение ряда обязанностей, закрепленных законодательством Российской Федерации.

Такими обязанностями являются: постановка на учет в налоговые органы, в бюджетные и во внебюджетные фонды, предоставление регулярной отчетности в налоговые органы; ежегодное информирование территориальные органы Минюста России о продолжении своей деятельности, об изменениях, касающихся сведений об организации, в том числе и не связанных с внесением изменений в учредительные документы и др.

Согласно статистическим данным, в настоящее время в Профсоюзе более 96% избранных председателей первичных организаций Профсоюза осуществляют свою деятельность на общественных началах. Выполнение вышеназванных обязанностей потребует от них специальных знаний и отдачи значительного времени, и это не может не послужить для них обременением.

Но опять же, повторимся, решение в отношении получения статуса юридического лица организация принимает самостоятельно.

Ввиду вышеизложенного, актуальность данных методических рекомендаций не вызывает сомнений, и будет служить для профсоюзных лидеров настольной книгой в реализации функции, возложенной на организации Профсоюза законодательством Российской Федерации.

 

Председатель

Профсоюза работников здравоохранения РФ                    М.М. Кузьменко

 

 

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗА

 

Государственная регистрация организации Профсоюза осуществляется в соответствии с Федеральным законам от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных Федеральными законами от 12.01.1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждённым Приказом Минюста России от 31.03.2009 № 96 и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Государственная регистрация некоммерческих организаций               осуществляется с учетом специального порядка, заключающегося в том, что решение о государственной регистрации принимается Министерством юстиции РФ (его территориальными органами), а налоговые органы лишь вносят соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Этот порядок установлен статье 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях». В этой связи, медицинские организации Профсоюза документы на государственную регистрацию должны направлять в территориальный орган Минюста России (Управление министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми, Отдел по делам некоммерческих организаций, 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул Первомайская, д. 147, офис 201), а не в налоговые инспекции.

Частью 5 указанной выше статьи ФЗ «О некоммерческих организациях», также определен специальный перечень документов, представляемый для государственной регистрации, а формы заявлений, уведомлений и иных документов, используемых при государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждены постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Правомочность организации Профсоюза как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данной организации в территориальном органе Минюста России, на основании решения ее высшего руководящего органа (профсоюзного собрания или профсоюзной конференции) о создании организации Профсоюза в качестве юридического лица.

В случае государственной регистрации организации Профсоюза, ее руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени профсоюзной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с Уставом Профсоюза.

         

                                           

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗА ПРИ СОЗДАНИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

 

Государственная регистрация организаций Профсоюза отличается от регистрации других общественных объединений и юридических лиц.

Согласно статье 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривается специальный порядок государственной регистрации организаций Профсоюза - уведомительный.

Это означает, что они имеют право действовать как структурные подразделения Профсоюза сразу после создания, а государственная регистрация необходима для того, чтобы приобрести права юридического лица.

Проведение государственной регистрации организации Профсоюза для получения статуса юридического лица можно условно разделить на три этапа.

Этап первый. Организация Профсоюза высшим руководящим органом (профсоюзное собрание, конференция) принимает решение о государственной регистрации организации и приобретении ею статуса

Этап второй. Государственную регистрацию юридических лиц при их создании осуществляет территориальный орган Минюста России по месту нахождения организации Профсоюза (Управление министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми, Отдел по делам некоммерческих организаций, 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 147, офис 201).

Перечень, оформление и порядок представления документов для государственной регистрации определен законодательством Российской Федерации. Любое несоответствие этим требованиям может послужить отказом в государственной регистрации организации Профсоюза. Все документы.

Этап третий. Общий срок исполнения государственной функции территориальным органом Минюста России не должен превышать одного месяца.

Территориальный орган Минюста России, при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации организации Профсоюза, не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения документов, принимает решение о государственной регистрации (издает соответствующее распоряжение) и направляет в территориальный орган ФНС России сведения и документы, необходимые для осуществления им функции по ведению Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

На основании указанного решения и представленных документов территориальный орган ФНС России в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем ее внесения, сообщает об этом в территориальный орган Минюста России.

В свою очередь территориальный орган Минюста России не позднее трех рабочих дней со дня получения информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о некоммерческой организации, вносит соответствующие сведения в ведомственный реестр территориального органа Минюста России и выдает заявителю следующие документы.

Председатель первичной организации Профсоюза направляет копию свидетельства о государственной регистрации в вышестоящий профорган, где организация Профсоюза состоит на профсоюзном учете и обслуживании.

С этого периода организация Профсоюза – юридическое лицо обязано ежегодно информировать территориальный орган Минюста России о продолжении своей деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что все организации Профсоюза и их выборные органы действуют на основании единого Устава профсоюза работников здравоохранения РФ (пункт 3 статья 1 Устава). Поэтому копия Устава представляется в территориальный орган Минюста России только в случае, если изменения вносятся в Устав на съезде Профсоюза.

 

 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ СВЕДЕНИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА, НО НЕ СВЯЗАННЫХ С ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В ЕЕ УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Государственная регистрация изменений, касающихся сведений об организации Профсоюза – юридического лица, но не связанных с внесением изменений в её учредительные документы предусматривается в следующих случаях:

 изменения наименования- организации Профсоюза;

- переизбрания председателя организации Профсоюза;

- изменения сведений (паспортных данных) о председателе организации - Профсоюза;

- внесения съездом Профсоюза изменений в Устав профессионального союза работников здравоохранения РФ;

- принятия решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации организации Профсоюза как юридического лица;

- необходимости внесения изменений в сведения об организации Профсоюза в случае ошибок, допущенных заявителем в ранее представленных документах для государственной регистрации организации (за исключением учредительных документов).

 

В соответствии с п. 7 ст. 32 от 12.01.1996 № 7-ФЗ Федерального закона «О некоммерческих организациях» организация Профсоюза – юридическое лицо, обязана проинформировать территориальный орган Минюста России об имеющихся изменениях, указанных выше, в течение трех рабочих дней со дня их наступления, представив туда соответствующие документы.

   

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

 

Ликвидация юридического лица некоммерческой организации представляет собой регистрацию прекращения ее деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Процедура ликвидации представляет собой сложный, последовательный и многоэтапный процесс, который требует знания соответствующих законов и множества нюансов, поскольку ликвидация организации Профсоюза имеет свои особенности.

Основной особенностью ликвидации выступает ее добровольный характер, что предполагает полную самостоятельность организация Профсоюза в определении своего правового статуса.

Для того, чтобы безошибочно и в рамках действующего законодательства пройти процедуру ликвидации юридического лица, необходимо знать нормативно-правовую базу ликвидации некоммерческих организаций, а это Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором определен порядок ликвидации юридического лица, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» и, конечно, Устав профессионального союза работников здравоохранения РФ.

Знание законодательства позволит профсоюзному лидеру поэтапно, шаг за шагом определить последовательность своих действий, которые необходимо совершить при принятии профсоюзным собранием (конференцией) решения о ликвидации юридического лица.

Итак, решение о ликвидации принимается высшим руководящим органом организации Профсоюза: профсоюзным собранием или профсоюзной конференцией.

Всю процедуру ликвидации организации Профсоюза наглядно можно разделить на следующие стадии:

- принятие решение о ликвидации юридического лица организации Профсоюза;

- формирование ликвидационной комиссии;

-  публикация сообщения о ликвидации организации Профсоюза в органах печати;

- составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

- осуществление расчетов с кредиторами;

- составление и утверждение ликвидационного баланса;

- государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

 

Решение о ликвидации юридического лица организации Профсоюза и назначении ликвидационной комиссии может принять только профсоюзное собрание (конференция) соответствующей организации Профсоюза по согласованию с президиумом комитета региональной организации Профсоюза, в этой связи предполагается, что оно будет внеочередным.

В соответствии с уставными нормами в первичной организации Профсоюза внеочередное профсоюзное собрание (конференция) созывается профкомом (пункт 5 статьи 29 Устава Профсоюза), а в местной организации — комитетом местной (городской, районной, окружной) организации Профсоюза (пункт 4 статьи 42 Устава Профсоюза):

- для первички — по требованию не менее одной трети членов Профсоюза, а для местной организации – по требованию не менее одной трети первичных организаций Профсоюза при условии, что они объединяют не менее одной трети членов Профсоюза данной территории;

- по предложению вышестоящего профсоюзного органа;

- для первички — по собственной инициативе профкома, а для местной организации – по собственной инициативе комитета местной организации Профсоюза.

В соответствии с п. 5 ст. 29 Устава Профсоюза профсоюзный комитет первичной организации Профсоюза в срок не позднее десяти календарных дней со дня предъявления требования или внесения предложения вышестоящего профсоюзного органа обязан принять решение о проведении внеочередного профсоюзного собрания (конференции).

В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Устава Профсоюза комитет местной организации Профсоюза на своем заседании в срок не позднее одного месяца со дня предъявления соответствующих требований и предложений обязан принять решение о проведении внеочередной профсоюзной конференции в течение ближайших двух месяцев.

При этом на заседании профсоюзного комитета (для первичной организации) или пленуме (для местной организации) принимаются решения:

- о созыве внеочередного профсоюзного собрания (конференции);

- о дате, месте и времени его проведения;

- об утверждении проекта повестки дня внеочередного профсоюзного собрания (конференции);

- о норме представительства и порядке избрания делегатов на внеочередную профсоюзную конференцию (для профсоюзного собрания данный пункт не требуется).

Профсоюзному собранию (конференции) предлагается включить в проект повестки дня следующие вопросы:

- о ликвидации юридического лица организации Профсоюза;

- о составе и назначении ликвидационной комиссии.

 

В случае необходимости продолжения деятельности организации Профсоюза без сохранения статуса юридического лица (статьи 8 и 9 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности) в повестку дня внеочередного профсоюзного собрания (конференции) вносится вопрос о продолжении деятельности организации Профсоюза без права юридического лица и переходе на централизованное финансовое обслуживание в комитет региональной организации Профсоюза.

О дате, повестке дня, месте и времени проведения собрания (конференции) члены Профсоюза информируются в первичной организации не позднее, чем за две недели до установленного срока его проведения (пункт 2, статьи 29 Устава Профсоюза), а для местной не позднее, чем за месяц до открытия внеочередной конференции (пункт 1 статьи 42 Устава Профсоюза).

До проведения внеочередного профсоюзного собрания (конференции) выборный профсоюзный орган должен согласовать вопрос о ликвидации юридического лица организации Профсоюза и состав ликвидационной комиссии с президиумом комитета региональной организации Профсоюза, который отражает данное согласование своим постановлением (пункт 3 статьи 51 Устава), а также определяет представителя комитета региональной организации Профсоюза для включения в состав ликвидационной комиссии.

На внеочередном профсоюзном собрании (конференции) принимаются решения:

- о ликвидации юридического лица организации Профсоюза;

- утверждается состав ликвидационной комиссии и избирается ее председатель.

Если внеочередное профсоюзное собрание (конференция) принимает решение о дальнейшем продолжении деятельности организации Профсоюза без права юридического лица, то одновременно принимается решение о постановке организации Профсоюза на централизованное финансовое обслуживание в комитет региональной организации Профсоюза.

Обращаем внимание, что решение о ликвидации юридического лица организации Профсоюза принимается собранием (конференцией) большинством не менее двух третей участников собрания (делегатов конференции), принимающих в нем участие, при наличии кворума.

В соответствии с уставными нормами, председатель организации Профсоюза организует учет и сохранность документов организации Профсоюза в соответствии с утвержденной номенклатурой дел, в том числе по личному составу освобожденных профсоюзных работников, при необходимости осуществляет своевременную их передачу на государственное хранение.

С момента утверждения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами и имуществом организации Профсоюза.

Профсоюзное собрание считается правомочным (имеет кворум) при участии в его работе более половины членов Профсоюза, работающих на день проведения собрания (пункт 1, статьи 17 Устава Профсоюза), а конференция правомочна (имеет кворум) при участии в ее работе не менее двух третей от числа избранных делегатов (пункт 2, статьи 17 Устава Профсоюза).

Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой организации может выступать в суде.

 

После принятия решения о ликвидации организации Профсоюза, возникает обязанность незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Для этого председателю ликвидационной комиссии необходимо в течение трех рабочих дней после даты принятия соответствующего решения подать в территориальный орган Минюста России соответствующие документы.

 

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ликвидационная комиссия помещает в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации организации Профсоюза, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации.

Специально для размещения юридическими лицами сведений, обязательных для публикации в соответствии с законодательством Российской Федерации, Федеральной налоговой службой учреждено средство массовой информации - журнал "Вестник государственной регистрации", который является еженедельным специализированным печатным изданием, в котором публикуются отдельные сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Так же ликвидационная комиссия должна направить уведомление о ликвидации организации Профсоюза известным кредиторам (в соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ).

После окончания указанного срока (2 месяца) для предъявления кредиторами требований к юридическому лицу, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации, проводится инвентаризация имущества и обязательств юридического лица, составляется и утверждается на профсоюзном собрании (конференции) промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

 

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается профсоюзным собранием (конференцией) организации Профсоюза.

Ликвидация считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Дата ликвидации юридического лица отражается в выданном председателю ликвидационной комиссии свидетельстве о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

 

Именно с этого момента организация Профсоюза утрачивает свой статус юридического лица в полном объеме.

Если ранее профсоюзное собрание (конференция) не приняло решение о прекращении деятельности организации Профсоюза, то она продолжает свою работу, но уже без наличия у нее прав юридического лица.

 

 

СОХРАНЕНИЕ ПОРЯДКА ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ЧЛЕНСКИХ ПРОФСОЮЗНЫХ ВЗНОСОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

 

В соответствии с уставными нормами, члены Профсоюза состоят на профсоюзном учете в первичных профсоюзных организациях и, как правило, по личным заявлениям уплачивают профсоюзные взносы из заработной платы безналичным путем (п.3 ст.60 Устава Профсоюза, ч.4 ст.377 Трудового кодекса    РФ).

При изменении типа медицинской организации (независимо от того, в чей собственности находится организация – федеральной, региональной, муниципальной), работодатель для работников (членов Профсоюза) остается прежний и он обязан продолжать перечисление членских взносов из заработной платы работников на счет переименованной первичной профсоюзной организации в соответствии с ч.4 статьи 377 Трудового кодекса РФ.

Первичная организация Профсоюза, в этом случае, должна провести собрание (конференцию) о переименовании первичной организации и подать в территориальный орган Минюста России заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об организации Профсоюза, не связанных с внесением изменений в учредительные документы организации.

В этом случае оформление повторных заявлений на имя работодателя от членов Профсоюза о перечислении их членских профсоюзных взносов безналичным путем не требуется!

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении или преобразовании) медицинских организаций к вновь возникшему юридическому лицу (медицинской организации) переходят права и обязанности прежнего работодателя на основании передаточных актов или разделительных балансов, в которых указывается количество заявлений членов Профсоюза об уплате членских профсоюзных взносов путем безналичных отчислений из их заработной платы, подлежащих передаче вновь возникшему юридическому лицу.

На основании положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица, повторного оформления заявлений от членов Профсоюза на имя работодателя о перечислении членских профсоюзных взносов безналичным путем также не требуется!

Профком первичной организации должен осуществлять контроль за своевременным перечислением работодателем членских профсоюзных взносов на счет организации Профсоюза.

 

Информационное письмо «О порядке перечисления членских профсоюзных взносов в условиях реформирования медицинских организаций»(Приложение к постановлению Президиума ЦК Профсоюза от 7 марта 2012 г №8 – 104).